Особенности юридического сопровождения транспортного бизнеса. Часть 2

24 августа 2018 г.

В предыдущей статье мы осветили необходимость комплексного подхода к правовому сопровождению деятельности компании, осуществляющую деятельность в сфере перевозок, и формированию пакета документов, минимизирующего их риски.

Однако не все зависит от правильно составлено типового договора перевозки или бланков перевозочных документов. Много ошибок допускается на стадии принятия груза от грузоотправителя и передачи грузополучателю, а также в случаях оформления поврежденного груза, наличия претензий со стороны клиента. В таких случаях именно действия сотрудников перевозчика или экспедитора влекут возникновение у них убытков.

Так, например, решением суда по делу №А12-4359/2018 с перевозчика были взысканы убытки в сумме 457 693,25 рублей в связи с тем, что при приемке груза к перевозке водителем не были соблюдены особые условия перевозки, в связи с чем груз был поврежден. Судом было указано, что именно перевозчик не проявил ту степень заботливости, разумного контроля и осмотрительности, которая от него требовалась в целях надлежащего исполнения своих обязательств.

Большинство судебных решений о взыскании убытков с перевозчика основаны на том, что перевозчиком не была доказана вина грузоотправителя (экспедитора, заказчика) в утере, повреждении/порчи груза. Сложность в доказывании возникает чаще всего из-за неверно составленных актов приема-передачи груза, из-за неумения водителей составить документ, из которого явно бы следовало, что груз сдан в нарушенной упаковке, с повреждениями, либо с необозначенными грузоотправителем требованиями к температурному режиму перевозки. Более того, суды возлагают ответственность на перевозчика и в том случае, если он, как профессиональный участник рынка перевозок обязан был предупредить грузоотправителя о возможном повреждении груза, но в установленном порядке не совершил необходимых для этого действий.

В частности, решением суда по делу № А58-82/2014 с перевозчика взыскана стоимость поврежденного груза в сумме 874 800 рублей. Судом было указано на то, что ответчиком не доказан факт принятия к перевозке груза в поврежденной упаковке, ответчиком не заявлялись требования о замене или восстановлении поврежденной упаковки груза; в акте приемки груза отсутствуют сведения о том, какие конкретно требования к упаковке груза были нарушены грузоотправителем и о том, что именно это обстоятельство явилось причиной повреждения груза.

Решением суда по делу № А76-440/2016 с перевозчика взысканы убытки в размере 294 354,16 рублей в связи с тем, что в ходе перевозки продукция была заморожена. При этом судом указано на то, что ответчик, являясь профессиональным перевозчиком, не мог не предполагать того обстоятельства, что в его автотранспортом средстве, не обеспечивается постоянно поддерживаемая температура. Действуя заботливо и осмотрительно, перевозчик должен был принять необходимые меры для того, чтобы узнать температурный режим перевозки. Несовершение таких действий относит на него соответствующий риск последствий.

При наступлении ответственности за повреждение или утрату груза задача перевозчика – представить доказательства того, что он принял исчерпывающие меры по обеспечению сохранности груза, и что повреждение произошло вследствие непредотвратимых обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить. На практике доказать такие обстоятельства весьма затруднительно. Так, перевозчику не удастся сослаться на то, что несохранность груза связана с ДТП, пожаром или хищением. Суды отмечают, что профессиональные перевозчики не могут не знать о рисках, связанных с указанными обстоятельствами и риск возникновения убытков возлагается именно на них.

В то же время перевозчик не несет ответственности, если утрата, недостача или повреждение груза произошли, в частности, из-за того, что отправитель ненадлежащим образом упаковал груз. К сожалению, такие доказательства перевозчики зачастую представить судам не могут.

Итак, мы видим, что законодательство в сфере перевозок предусматривает возложение ответственности на перевозчика в максимально возможных случаях и именно в такой ситуации становится важным не только юридически грамотно оформлять отношения с контрагентами, но и подготовить персонал к возникновению нестандартных ситуаций при оформлении грузов к перевозке.

Юридическая компания «Прометей Лекс» предлагает комплекс услуг, направленных на повышение грамотности персонала, а, следовательно, и уменьшение рисков перевозчика, а именно:

разработку инструкций по заполнению документов к договору перевозки (экспедиции), которая может быть использована водителями, экспедиторами и другими сотрудниками, непосредственно оформляющими документы приема-передачи груза;

разработку инструкций с описанием рекомендуемых действий лиц, непосредственно оформляющих документы приема-передачи груза, в случае возникновения нестандартных ситуаций с целью минимизации рисков привлечения к ответственности и злоупотреблений со стороны контрагентов.

проведение обучающих семинаров для персонала перевозчиков с целью устранения в работе типовых ошибок, связанных с оформлением документов, но влекущих за собой привлечение к ответственности перевозчика (за порчу, несохранность груза, перевозку с условиями, не соответствующими условиям, установленных для данного вида груза и т.п.).

Для вашего удобства мы используем cookies и другие метаданные. Если вы не согласны c этой политикой, можете покинуть сайт.

Согласен